вторник, 3 марта 2015 г.

Агрессия в айкидо

После просмотра очередного видео, очередного именитого сенсея возник вопрос… Хотя обманываю, вопрос возник давно, просто видео напомнило о нём. Откуда столько агрессии? Я помню свои впечатления, когда я впервые увидел Любомира Врачаревича на татами с его Реальным айкидо и помню впечатления, которыми делились рядом стоящие зрители. В подавляющем большинстве это был восторг от жёсткости, как он круто ломает пальцы, выдавливает глаза и прочих «айкипрелестей». Но лично у меня тогда возник другой вопрос: А причём тут айкидо? Я вижу садиста, который получает удовольствие от того что он издевается над человеком, который в свою очередь отдал добровольно своё тело, для того чтобы на нём показали технику. Возможно, уке от этого и получает удовольствие. В любом случае, такие отношения относятся к другой сфере человеческой жизни.

Оставим в покое Врачаревича и его поклонников, всё-таки я не занимаюсь Реальным айкидо и не о нём мне судить. Всё-таки, глядя на многих айкидок и сенсеев, у меня опять возникает вопрос: Откуда столько агрессии? Откуда столько грубости в выполнении техники? Особенно это удивляет на простой демонстрации учебной техники, там, где уке (особенно японский какой-нибудь учидеси) не сколько атакует, сколько ассистирует. Забавно смотреть, когда уке стоит и ничего не делает или совершает не быстрое одиночное действие, а в ответ сенсей резким движением «уколпашевает» его в пол и затем заканчивает болезненным удержанием. В общем, арена, кровь, куски конечностей, занавес, публика встаёт и аплодирует. Естественно для драматизма, у всех участников и зрителей суровые лица. Будо как ни как.

По мне, это шоу… Вот что это напоминает. Вечное желание произвести впечатление на публику. А публика во все времена требовала только две вещи – Хлеба и зрелищ! Публике продают то, что она хочет видеть.

К слову, я как-то сопровождал Иноуе сенсея в большом трёх недельном семинаре (который собственно и организовывал). Задержка рейса на восемь часов, плюс девять часов полёта, располагают к общению. Естественно, я спросил на тему всяких болевых точек и о болезненном для уке выполнении техники. В ответ получил короткий ответ «Это не Ёсинкан. Это не нужно», а спустя несколько лет услышал от него же «Там где боль – айкидо нет!» Честно говоря, я не припомню, чтобы работая в качестве уке для Иноуе сенсея или Чиды сенсея, я испытывал какую-либо боль. Если, конечно, сам не совершал какие-либо глупости. Невозможность устоять на ногах – да, ощущение неотвратимости – да, ощущение рассеивания твоей силы – да, но что бы боль?

В психологии причиной агрессии считают страх. Конечно в умных книжках может быть написано много букв, которые очень тяжело осилить, но всё сводится к одному – страх. Страх принимает различные формы, часто мы называем его другими словами. Например, вы привыкли быть в центре внимания и, выходя на татами, вы пытаетесь произвести впечатление на всех своей мегакрутостью, так как боитесь, что на вас никто не обратит внимания. Или вы жутко не уверены в себе и начинаете задавать один и тот же вопрос «Вам понравилось?». Это лишь разные формы страха, проявляющиеся на татами одинаково – агрессией по отношению к партнёру, постоянными попытками доказать, что ты более «самец», чем твой оппонент. Брутальное шоу. Самое смешное, что в среде тех же каратистов это встречается гораздо реже.

Боль, кровь, чувства превосходства, эго и очень часто откровенный садизм на пару с мазохизмом – всё, то от чего айкидо должно лечить. Всё это говорит только об одном, что искажается сама сущность айкидо, проходя наше сознания, а иногда происходит натуральная подмена понятий.

Например, возьмём фразу «Ёсинкан – жёсткое айкидо». Глядя на то, что твориться в большинстве случаев, то можно смело сказать, что данные товарищи поняли эту фразу буквально и действительно занимаются «жёстким искусством любви»… Хотя у Канчё сенсея Гозо Сиоды нигде не говориться, что бы два человека калечили друг друга на татами. Да и как-то в самой Японии, сенсеи жёсткостью себя не проявляют, за некоторым исключением. Хотя айкидоки регулярных классов, как правило, мало отличаются от нашего русского Ивана в рукоделии. Вывод простой: Подмена понятий происходит именно в головах слушателей. Конечно, очень часто можно слышать от тех же матёрых сенсеев фразу по-английски «Yoshinkan is hard aikido», но кто сказал, что она переводится как «жёсткое айкидо»? Почему не «сильное», «тяжёлое» или «трудное»? Да и само понятие «жёсткое», подменяют понятием «жестокий». И как итог, искусство, которое должно учить доброму, светлому, сотрудничеству, товариществу, доброму и открытому общению, даёт противоположный эффект. Лекарство, которое становится ядом. Хотя искусство, разумеется, тут не причём, причина в нас самих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий