понедельник, 17 февраля 2014 г.

Размышления на тему базовой техники

Техника работы уке.

Давайте рассмотрим технику работы Уке на примере катате моти. Нас интересует, почему японцы на своих видео так странно двигаются? Ведь мы же реальные пацаны и знаем, как двигаются реально атакующие парни.

В Ёсинкан айкидо мы разделяем атаку на два вида:
Техника 1 (Ити) – когда вас тянут на себя
Техника 2 (Ни) – когда вас толкают 

Начнём с того, что между катате моти и шомен-цуки нет никакой разницы, кроме того что в одном случае действие заканчивается захватом, а во втором – ударом. Исходя из этого, Уке при катате моти должен двигаться также как при шомен-цуки. Во время удара у нас есть две фазы движения кулака – вперёд и возврат, которые мы используем. Например, при перехвате Уке в момент атаки шомен цуки выполняется шомен ирими наге 2, а на желание вернуть руку назад – коте гаеси 1.

И так… Что же такое катате моти? Если целью атаки является захват руки, то с точки зрения БИ – это бессмысленное действие. Ну, взялись Вы за руку? Дальше то что? В данном случае проще выполнить «вращение в сторону большого пальца», чтобы убрать захват. Если под катате моти понимать захват с продолжением в виде рывка на себя и одновременной атакой свободной рукой, то действия Сите сразу наполняются смыслом (у Уке собственно тоже). Отсюда и два вида атаки: когда Уке только стремится вас схватить – Техника 2 (т.е. когда вас толкают, когда уке схватил и дёрнул на себя – Техника 1 (т.е. когда тянут)

Маленькое отступление. В кихон доса рассматривается только начальная фаза атаки, в кихон вадза – её развите. 

Первый пример – катате моти тай но хенко 1 

Как то мне в рунете попалось видео, где серьёзный дядька в чёрных штанах объяснял работу Уке. Выглядело это приблизительно так: оба в миги ханми камаэ, Уке тянет Сите за руку. В тот момент, когда Сите начинает двигаться, Уке сначала отставляет впереди стоящую ногу (объяснялось тем, что она мешает двигаться Сите) Сите, поставив ноги вместе, сразу делает выпад левой ногой вперёд. В этот момент Уке переставляет сзади стоящую ногу и переносит на неё вес. Я думаю все представляют, что такое тай но хенко ити, так что представить наглядно можно.

Итак, в чём же фишка спросите Вы? Вроде всё правильно! Ну, с первого взгляда да. Для начала нас интересует Уке, так как его действия обуславливают работу Сите. Проблема в том, что во время атаки Уке переставить впереди стоящую ногу физически несможет. Доказать это не сложно. Встаньте напротив двери в миги ханми камаэ, возьмитесь за ручку и потяните руку на себя… Не спиной, а одной рукой. Ничего не заметили? Правильно! Мало того что в камаэ у вас 60% веса на впереди стоящей ноге, так ещё во время тянущего движения, у Вас нога ещё больше загружается. А теперь в этой позиции попробуйте переставить впереди стоящую ногу. Не получается? Вот собственно и всё, дальнейшее объяснение мужчины в чёрных штанах теряет ценность с этого момента. Потому как ногу можно переставить только в одном случае – если перенести вес на сзади стоящую ногу, что в первой фазе тай но хенко ити является грубейшей ошибкой. 

Это достаточно типичный пример, когда из-за непонимания того, что должен делать Уке, и как правильно атаковать, техника превращается в бесполезное топтание на месте.
Второй пример – катате моти тай но хенко 2

Типичная ситуация. Уке атакует запястье Сите стоя на месте, просто, пытаясь дотянуться до руки и толкает. Сите делает поворот на 95 градусов, выполняя Тай но хенко 2. Уке либо делает шаг сзади стоящей ногой, либо просто бегает вокруг Сите. Это стандартные ошибки независимо от уровня занимающегося. 

Уже сама атака в виде попытки дотянутся стоя на месте, выглядит странно. Дистанция в айкидо такая, при которой Уке должен сделать либо шаг, либо подшаг...

В карате (даже в кихоне) удар рукой и постановка ноги (например, в ой-цуки) происходят одновременно. Не сначала нога ставится – потом вы бьёте, или сначала бьёте – а потом ставите. Именно одновременно. Захват выполняется аналогично. Что происходит в момент атаки? Основная сила у Вас в сзади стоящей ноге, потому что именно она вас толкает вперёд. Впереди стоящая нога двигается вперёд до тех пор, пока кулак не прилетит в цель. Если грубо, то до этого момента ваша нога находится в воздухе без опоры. Для захвата это также верно.

Следующее. Идея тай но хенко 2 заключается в том, что Вы выполняете технику не тогда, когда вас уже схватили, а Сите перехватывает инициативу и работает на опережение. Техника выполняется до того как захват будет завершён.

Теперь давайте вспомним, что у нас происходит с Уке? Вся сила в сзади стоящей ноге, а впереди стоящая нога находится в «полёте». В итоге, при выполнении правильной атаки (наполненной смыслом) Ваша впереди стоящая нога уйдёт в сторону, как будто вам сделали подсечку, а сзади стоящая нога останется на месте. У вас будет ощущение, что вас растянули. Это и есть цель Тай но хенко 2.

Заключение
Правильное понимание роли Уке даст предпосылки к пониманию айкидо в целом. В подавляющем большинстве случаев его работа сводится либо к умению красиво летать, либо к умению «козлить». На самом деле Уке это тот человек, который создаёт условия для выполнения техники, а вы как Сите учитесь по ряду признаков определять, какая техника адекватна для этих условий. 

P.s.
Естественно, что в формате текста невозможно передать всех нюансов. Что-то приходится опускать, что-то объяснять отдельно. Даже иллюстрации к тексту не помогут решить проблему. Поэтому учится по книжкам, фильмам, форумам бесполезно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий