воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Навеяно общением

Всё-таки интересная штука интернет. Есть такая поговорка — что у трезвого в голове, то у пьяного на языке. С развитием информационных технологий, можно смело её перефразировать — что у человека в голове, то он пишет на форуме. Скорее всего, это происходит из-за отсутствия общения вживую и своеобразной анонимности. Если вживую человек чаще пытается скрыть свои мысли, то в интернете он раскрывается полностью, хотя и не осознаёт данного факта.

Меня давно интересовал вопрос: в чём причина столь низкого уровня айкидо в России (да и не только). Конечно, можно ответить, что якобы те же основоположники айкидо не учат секретам или что-то скрывают. Это полная чушь! Хотя бы потому, что никаких секретов нет, да и показывают они всё. Причина в другом. Причина в нашем эго и идеях, о том как "всё должно быть".

Правда пока я сам участвовал в семинарах как-то этого не замечал и тоже возмущался по поводу того, что "японы" приезжают и показывают одно и тоже. Став старше, начав преподавать, я нашёл ответ. Помню ощущение после первых проведённых семинаров — обучаешь людей базовой технике и уже планируешь, что в следующий раз дашь что-то новое. Года же должно хватить. Приезжаешь во второй и впадаешь в ступор — всё осталось как есть. Второй раз пытаешься вбить в людей основы, что бы было с чего отталкиваться. И в третий раз история повторяется. И ещё вопросы, на тему каких заумных приёмов, о какой-то реальности и пр. А ты смотришь на него и думаешь — Боже ты мой! Да Вы же на ногах не стоите! Какие приёмы!

Есть у меня небольшой грешок... Почитываю иногда форумы (Хотя раньше это было больше, переболел.) и иногда пишу в них. Вот там-то ответ и был найден. Как бы это странно не звучало. 

Для начало эго. Мы по умолчанию считаем, что нет такого человека, который достоин, меня, учить! Поэтому я вынужден учиться там, там и там... Но нет, достойного учителя для меня! Заметьте, не ты должен быть достоин учиться, а учитель должен быть достоин Вас. Всё это усугубляется тем, что появление рядом человека или инструкторов выше уровнем вызывает у Вас чувство зависти и ненависти. Естественно, Вы в этом не признаетесь. Внешне это может проявляться по разному, например, — Вы начинаете "козлить" ему на тренировке (саботировать технику), в речи появляется высокомерные нотки. 

Тут на первый план выходит ещё один момент, который позволяет вашему эго подняться ещё выше предмета вашей зависти — "скромность". Почему в кавычках? Да потому что к реальной скромности она никакого отношения не имеет. Зная, что ваш уровень явно ниже, Вы всегда произносите фразу из серии "Я не мастер и к тому же с утра не позавтракал" выглядеть она может, например, так: "Я осознаю, что мой уровень низкий и мне надо ещё много работать. Просто так сложились обстоятельства, что я вынужден собирать знания по крупицам".

В русском языке есть такой приём для усиления качества чего-либо, например: страшно-красивый; ужасно-вкусный и т.п. "Я не мастер..." в данном случае лишь средство усилить свою собственную значимость. Соотнесите отношение "не достойного меня учить..." и "я не мастер..."

Сенсей может хоть как пытаться такого ученика научить. Все попытки будут разбиваться о глухую стену эго. Как результат из такого студента вырастает "инструктор", который начинает "обучать" студентов, которые смотрят на него так же как он на своих якобы учителей.

Само обучение не менее проблемный момент. Потому как сталкивается с другой проблемой — идеей. Неважно как она сформировалась. Под влиянием книг, видео или предыдущего сенсея. Идея — это то сито, через которое наш мозг пропускает информацию. Приходим мы на семинар сенсея, который "не достоин, Вас, учить" и смотрите на то, что он показывает и в голове крутится мысль "Что он за туфту толкает? Опять кихон? Я его и так умею делать! А это чё? Эта техника не работает! О! А это прикольная фишка, надо запомнить!" Вот и получается, что мы приходим на семинар не для того что бы учиться, а для того что бы показать себя. Семинар вместо того что бы стать местом где учатся, становится "ярмаркой тщеславия".

Очень часто задаются вопросы типа "Оцените, пожалуйста, мою технику; что я делаю неправильно". Одно время по неопытности я считал, что эти вопросы искренние. Вы думаете, что они реально хотят знать ошибки? Нееееет! Они хотят услышать восхищение их уровнем, а как только вы скажите про их ошибки, то вам ту же скажут, что вы просто лох, который "ни фига не шарит в правильной айкиде". Приношу прощения у читателей за свой сарказм. Таким студентам не нужен правильный ответ, им нужен ответ соответствующий их идеям. Не соответствует? Значит, вы, не достойны его учить... И вот во второй раз я не могу удержаться от сарказма.

Поверьте, при любой попытке поделится опытом, по глупости рассказать что-либо, ответит на вопрос будет признан высокомерием, эгоизмом, хамством и т.д.

Для того что бы учиться, надо как минимум уважать человека, у которого ты хочешь учиться. В реальности мы этого не делаем. Мы можем врать, что уважаем его или учимся, но это откровенное враньё. Искусство не начинается со лжи. А признаться себе, что ты эгоистичный трусливый лжец, мы не можем, потому что мир, созданный в нашей голове прекрасен, и мы там боги и не хочется его терять. 

И тут на сцену выходит определённый тип сенсея, который приехав на семинар даёт то что все от него ожидают - крутые техники, фишки, реальные уличные приёмы... Потом второй приезжает, третий. И вот он результат, стоит третий дан и не может сделать никадзё, или шестой который хирики но ёсей не знает как выполнить, или четвёртый который кроме рисунка техники ничего не помнит. 

Но главная проблема заключается даже не в эгоизме и идеях, а в том, что мы не осознаём этого. Осознание может прийти только в сравнении. Когда Вас окружают такие же, как Вы, когда данные черты являются нормой — осознание не придёт. Только попав в другую среду, где люди не обладают этими чертами возможно исцеление. Но!  Нет того, кто достоин, Вас, учить! А у нас самих не хватает ни смелости, ни решимости выйти из этого порочного круга, да и страх сковывает наши руки и ноги. 

Ну и ещё напоследок:
Учить — значит нести ответственность, за каждое ваше слово и действие. Ответственность за то чему Вы учите! Конечно, легко дать людям иллюзию и радоваться тому, как Вы здорово "учите", но это Вы отвечаете за то, что реальность, с которой сталкивается Ваш ученик грубо разрушает эти иллюзии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий